Татьяна (shpiegel) wrote,
Татьяна
shpiegel

Category:
  • Music:

The Face of Love (2013, режиссер Арье Позин)

...вспомню тебя, как пример забвения самой любви. Я буду думать об этой истории, как об ужасе забвения.

"Хиросима, моя любовь"



Никки и Гаррет прожили в счастливом браке тридцать лет, и вырастили дочь Саммер. Спустя пять лет после гибели Гаррета Никки случайно встречает мужчину неотличимо похожего на умершего мужа. Знакомство с Томом приводит к тягуче-мучительным взаимоотношениям.



Фильм, несмотря на то, что широко допустимо существование у каждого живущего на земле физического двойника, а следовательно и вероятности пересечения (даже пусть и посредством телеэкрана), можно воспринимать как метафорически раскрытую историю экзистенциального кризиса, или более реалистично и вместе с тем загадочно - как несколько прямолинейную, во внешней форме, иллюстрацию феномена синхронизма, тем более, что его механизмы до конца не изучены. Так, созданный кризисными обстоятельствами избыточный потенциал, подкрепленный не изжитым этапом горевания, неотвратимо формирует повторную ситуацию.

Кружение Ники в условном треугольнике между Гарретом и Томом дополняют появления в истории ее взрослой и несколько взбалмошной дочери Саммер и старого друга Гаррета - Роджера. Казалось бы, всего персонажей пятеро, тогда как, в действительности, фильм - история Никки и Гаррета, а вернее того, как Никки отвечает вечности на вопрос о забвении и памяти любви.

Фильм начинается на фоне темного экрана - шумом моря. Его же Никки, спрятавшаяся в своей раковине, бесконечно слышит и во сне. Водная тема - начало инь, женская стихия, дающая жизнь, бережно продлена сквозь всю историю. Даже Роджер хвастается оставшимися у него оригинальными декоративными ножами для масла. Морскую раковину видит Никки, впервые заглянув к Тому в машину. Жемчужные нити, подаренные героине мужем на 30-летнюю годовщину совместной жизни...







Никки бежит от моря... и стремится к нему, - ведь сокровища сокрыты на месте крушений.

Роджер признается Никки, ему требуется просмотреть много фотографий умершей жены, чтобы вспомнить ее. После первой встречи с Томом Никки вглядывается в свой семейный снимок только затем, чтобы формально подтвердить внутреннюю уверенность - Том точная копия Гаррета.




Лик любви для нее и не тускнел. Никки помнит его - до песчинок на губах умершего мужа... Утрата памяти нерасторжима для нее с утратой любви. Позднее она скажет Роджеру о Томе: "Он - мужчина моего типа" (а в более раннем диалоге: "У меня нет "моего типажа". В смысле, да, есть - Гаррет")...
Но и после знакомства с Томом Никки постоянно балансирует: уйти или остаться, сказать правду или погрузиться глубже в полутона. Примечательно, что Том не так далек от похожего выбора.
Оба подчеркнуто эгоистичны в желании быть друг с другом, что делает суть отношений даже более миражной.

Персонажи фильма Позина довольно много говорят о своих чувствах: Никки - с дочерью (Саммер, очевидно, давно отдалилась от матери, что заставляет ту проявлять компенсаторную привычную и стесняющую заботу, - но внутренняя связь между ними не утрачена), или с Роджером, дрейфующим в андрогинном амплуа подружки-поклонника. Но спектральный монолог чувств раскрывается лишь в тонкой плоскости поступков. Дочь - приезжает, почувствовав без слов. Том, для кого 'painting is seeing', - говорит через время, близким ему языком.
Только с момента встречи с Томом Никки (из, вроде бы, разумно размышляющей) все более вовлекается в инстинктивное реагирование, с присущей ловкостью слов и дел. Из диалогов полуправды (она не лжет без крайней необходимости, а не договаривает: "- Вы замужем? - Он покинул меня"; это уже потом безоглядное, только чтобы вновь не терять: "Я и прежде брала уроки рисования, приходите ко мне") и "бесшумного разворота на каблуках" в момент внезапной встречи с Роджером. Суть - сорт "ясновидения влюбленных"...
Тревожный и радостный путь перемещения в бессознательном неминуемо выводит к сцене на мексиканском пляже, когда - именно через слова - наконец впервые и полностью проговаривается, благодаря опрокинутости "в омут самой себя". Так завершается работа горя, через новый диалог "Хиросимы и Невера".

До сцены на пляже зритель читает оставленное за кадром, заведомо решая, что переживание горя у Никки было завершено с естественным ходом времени. Хотя, говоря о жизни, она и отвечает "нет" на резонный вопрос Саммер: "Думаешь, это возможно, вообще избежать боли?". В действительности, отправная точка истории, состояние "разумного момента", - добровольное погружение Никки в летаргию. Она признается: "Не хочу оглядываться назад". Не ходит в любимый музей. Оставила плавание. Говорит Роджеру, что спрятала и отдала вещи, напоминающие Гаррета ("Слишком больно"). И, несмотря на самозащиту, муж словно везде следует за ней.
Никки и Гаррет любили назначать друг другу свидания в музее у (обретающей говорящий смысл) картины Рембранта "Воскрешение Лазаря", - словно бы замыкая свою любовь на вечности.






Уже после первой встречи Никки с Томом Роджер слышит: "Это было, словно чувствовать себя снова живой".

Смысл стильного и минималистического решения кадров у Позина раскрывается в мягкости недоговоренного, теней, и в деталях, - рисуя очень французское кинонастроение.
Зарисовка о том, как Никки ждет Тома на скамье у Окружного художественного музея Лос-Анжелеса - практически готовая короткометражка.




Никки - Аннетт Бенинг, впервые в бенефисной роли за десятилетие, со времен фильма Being Julia. Как говорит ее героиня, спустя "9 жизней, 14 профессий", она ныне придает, для привлечения покупателей, жилой вид выставленным на продажу домам. Том задумчиво произносит: "Привносите жизнь в пустоту"...
Любопытная деталь: портретом героини "Ностальгии" Андрея Тарковского Никки украшает в чужом доме кабинет хозяина.




Клоун в застывшей маске Роджер - друг и сосед Гаррета и Никки, вдовец. И словно о Робине Уильямсе в этой роли строки Арсения Тарковского (чтобы полностью зарифмовать):
Я стою хмелен и одинок,
Будто нищий над своею шапкой.




Эд Харрис - Гаррет / Том.
Гаррет был архитектором и ценителем искусства. Он спроектировал и построил для Никки их дом (на кадре - макет).




Роль Тома по тонкости сочувствия и разделенного с партнершей восприятия, даже в неброском, "глухом" обаянии персонажа, сопоставима с Ричардом Клинта Иствуда из "Мостов округа Мэдисон". Неслучайно и Ричард, и Том - люди творческих профессий.



Потомственный военный, Том - "человек мира" с интересной судьбой. Сейчас он профессор живописи в институте Индианы. Потому что, хоть и стал художником в дерзкую отместку отцу, с тех пор как жена десять лет назад ушла от него к "любви всей своей жизни", не касается холста.



У Тома тоже в действии феномен синхронизма, причем классический!

Работы Тома из фильма - картины известного английского художника Дэвида Хокни:




И несмотря на вышеприведенную американскую киноассоциацию, возвращаясь к мысли о французском настроении, Позин, подхватывая одну из тем фильма Алена Рене, воскрешает и формулу из "Ущерба" Луи Маля: 'Damaged people are dangerous'. И для Тома сильнее, чем для Никки, мельканье повторного рокового витка. И все же, лик любви для него, в отличие от героя Джереми Айронса из фильма Маля, не разрушен и не утрачен, а запечатлен.
Так смешивает Арье Позин полутона силы и слабости, травматичной жажды героев и исцеления.




- I've spent my whole life looking for you, I can't believe I found you.
- I found you, remember?



P.S. Качество русского закадрового перевода портит фильм. Выбирайте субтитры.
Tags: американское кино 2010-х
Subscribe

  • A Late Quartet / "Поздний квартет" (2012, режиссер Ярон Зильберман).

    - Трясутся руки? - Трясется душа. Владимир Леви Виолончелист известного нью-йоркского струнного квартета Питер Митчелл (Кристофер Уокен)…

  • Фильмы года

    Наиболее значимые картины личного киногода (грань хорошо / очень хорошо, в том числе фильмы, которым до нее может быть на полбалла / балл поднята…

  • Пиши: "Нипадохла"! (с)

    Hannibal season 2 finale vs. The Fall season 2 finale. Они точно издеваются. Со своим новым трендом.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments