Татьяна (shpiegel) wrote,
Татьяна
shpiegel

Category:
  • Music:

Фильмы года

Наиболее значимые картины личного киногода (грань хорошо / очень хорошо, в том числе фильмы, которым до нее может быть на полбалла / балл поднята оценка из-за субъективного расположения; поясняю "на баллах", но эту шкалу сознательно не использую).



Благодаря стечению обстоятельств, в 2014 году была особенно развита "французская тема", отразившаяся на просмотренных лентах. Однако открытия и сильные впечатления, конечно, не ограничивались ее пределами.


"Её зовут Сара" / Elle s'appelait Sarah (2010)



На ту же тему (про начало депортации французских евреев в 1942 году), тоже (как и названная картина) в 2010-м и во Франции, был снят фильм "Облава", в котором старание более масштабного охвата привело к тому, что множество затронутых тем, набирая темп, не получили должного развития, запутавшись в клубок, и не вызывая полагающегося потрясения.
"Ее зовут Сара" снят в духе исторической мелодрамы "малых форм", с приемом совмещения двух временных линий в сюжете, переход и смена которых порой подобны непринужденному джазовому ритму, что придает непосредственности, легкости подаче, но не лишает историю эффекта затронутого эпицентра бури.
С фильма во многом начался личный киногод и, так получилось, "Ее зовут Сара" - один из случаев, когда знакомство приводит в дальнейшем к путешествию по множеству смежных путей, нити к которым возникли из единого источника.


"Расскажите о себе" / Parlez-moi de vous (2012)



У Мелины (электрически экстравагантная Карин Вьяр) в самостоятельно выстроенной жизни есть все, - кроме того, что позволило бы ее матери сдержать давнее обещание. Героиня отправляется за единственным недостающим, но понимает, что невозможно получить пригашенное внутри себя самой.
А начав разрушать свои дистанции, получает и ответ "из внешнего мира" (последняя сцена на радио, невозможная при неприкосновенности инкогнито).
Чуткий фильм об Освобождении Отверженной. Нюансы актерской игры в мизансценах почти театральны. Плавные переходы тональностей. Ирония, помогающая жить. И, что ценю отдельно в киноязыке, не выдуманное новое, а "свой путь - по лекалам", не становящийся заурядным.
Тонкая грань трагикомедии, удерживающая чистый жанр.
И - многоточие оттепели в финале.
Еще не начало, а только предвестье,
и даже еще не предвестье - намек... (c)

Ведь временам года свойственно меняться.


"Невинные с грязными руками" / Les innocents aux mains sales (1975)



Фильм, где действия героев бесконечно оборачиваются хамелеонами сторон, словно в "Униженных и оскорбленных" Федора Михайловича, а семейный кризис выходит далеко за (ограниченные) пределы решения посредством криминальной сюжетной составляющей (куда там "Исчезнувшей" Финчера).


"Не умирай, не сказав, куда уходишь" / No te mueras sin decirme adónde vas (1995)



Аргентинец Элизео Субиела (не чуждый мистически-поэтического мировоззрения) с присущей ему светлой верой в высшие связи вселенной, полагаясь на романтику мечты, рассказывает далеко не новую историю нерасторжимости и неизбывности пути следования чувств в мироздании.
Однако, на мой взгляд, фильм (уже в наши дни) ценен, в первую очередь, непередаваемой атмосферой, рождающейся в старом кинотеатре, одновременно навевающем сладостные ассоциации микшированного "Нового кинотеатра «Парадизо»" Торнаторе с линчевским Черным вигвамом (пол!) и не менее загадочным "Силентио", а порой и с обрывками собственных снов; продолжающейся в бесконечных прогулках по приглушенному городу, становящемуся звездной ладонью вселенной, - создающих лунатическую медитацию, свободно опрокидывающую "форму ради формы", аналогичную джармушевской атмосфере, на лопатки.


"Боль чужих сердец" / Cuore sacro (2005)



"В сердце человеческом есть места, которых еще нет, и страдание входит в них, чтобы они обрели жизнь" (Леон Блуа).
Следуя нетривиальным поворотам сюжета, фильм превращается в экзистенциальную социальную драму с оголенным нервом. Не оставляя без пищи для ума, заставляя зрителя проделать ценную, важную и необходимую работу души, с подлинно катарсическими элементами. Имеющий сердце - да увидит...
Редкая драма для современного кино.


Бонус
Открытие года - режиссер Ферзан Озпетек. Спасибо человеку, упомянувшему несколько фильмов, из-за чего и началось знакомство с творчеством (в итоге просмотрено шесть из одиннадцати киноработ режиссера). Словно Озон, засиявший жизнерадостностью, и встрепенувшийся, неуставший Альмадовар. Однако Озпетек являет пример самобытного художника, отличительной особенностью которого, по моему мнению, остается мастерская работа жонглера жанров в рамках многих своих картин.

Фильм "Присутствие великолепия" (2012), лишь на шаг отставая от "Боли чужих сердец", так же останется со мной (в качестве фаворитов у Озпетека).



Играючи раскрывая немного подзабытую, как кажется, историю "от трагедии до комедии" - и не раз обратно; и склоняясь в - простите за каламбур - великолепном поклоне перед именами великих кинематографистов (что считается синефилом до финальных титров).

Самая свежая на сегодняшний день работа Озпетека - "Пристегните ремни" (2014) вызвала симпатию своеобразием подачи испытывающего в последние годы серьезные трудности жанра интеллектуальной мелодрамы.



В отличие от фильма Линклейтера "Перед полуночью", увенчавшего трилогию о Джесси и Селин, явно отягченного личным неудачным семейным опытом и исполнителей главных ролей, и не менее реалистичной и трагичной развязкой истории, изначально послужившей вдохновением режиссеру, - фильма, демонстрирующего классических циников, возникших из разочарованных романтиков, - "Пристегните ремни" решает схожие и, в том числе, более серьезные проблемы "кризиса среднего возраста семейной жизни", избежав сквозняка сомнения в жизнелюбии ("и тихий звук неунывающих речей..."), в иной - "нежнее нежного" - манере. Продолжая говорить строками Мандельштама, -

Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое -
От неизбежного...

И вообще, фильм оказался очень своевременным.

Завершая спонтанный очерк, нельзя обойти молчанием и картину "Холостые выстрелы" (2010), пожалуй, наиболее наглядно демонстрирующую изящную вышеупомянутую режиссерскую особенность калейдоскопического использования жанров и тем. Оставившую ощущение "незачерпнутого дна" и несколько фрагментов мозаики в руке, приглашая к сотворчеству, - вернуться, пересмотреть и сложить узор.







_________________


Киноитоги 2014 - Part1.
Киноитоги 2014 - Part2.
Мой хит-парад'2008 - фильмы для новогоднего настроения.
Небольшое дополнение, что еще посмотреть новогоднего.
Tags: happy new year, европейское кино, французское кино 1970-х, французское кино 2000-х, французское кино 2010-х, хит-парад
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments